Описание
БРАУНИНГ (Browning) Тод (12. 07. 1882 — 06. 10. 1962), американский режиссер. Настоящее имя — Чарлз.
Родившись в обеспеченной семье, Браунинг В 16 лет влюбился в цирковую танцовщицу и убежал из дома, чтобы присоединиться к бродячему цирку, где перепробовал профессии клоуна, акробата и человека-змеи. Позднее работал водевильным комиком и режиссером варьете, а около 1915 попал в Голливуд и сыграл в ленте Д. У. Гриффита «Мать и закон» (The Mother and the Law, 1916). Был одним из ассистентов режиссера на фильме Гриффита «Нетерпимость» (Intolerance; 1916). Написал несколько сценариев, с 1917 начал ставить фильмы, как правило, банальные мелодрамы или приключенческие ленты. Его склонность к мрачному гротеску и зловещей фантазии нашла отражение в проекте, который он готовил несколько лет — фильме «Нечестивая троица» (The Unholy Three, 1925) с участием Лона Чени, о похождениях трех преступников: чревовещателя-трансвестита, карлика и циркового силача. В период, когда фильм ужаса еще не существовал как жанр и считался коммерчески бесперспективным, картина имела успех. Сотрудничество Чени и Браунинга началось раньше, но лишь с этой лентой приобрело постоянный характер. Их последующие фильмы: «Лондон после полуночи» (London After Midnight, 1927), «К западу от Занзибара» (West of Zanzibar, 1928) и др. отличались еще более гротескными образами и ситуациями. С приходом звука в кино Браунинг задумал экранизацию «Дракулы» (Dracula) с Чени в главной роли, но смерть актера задержала проект, и в 1931 роль досталась Беле Лугоши, триумфально игравшему ее на сцене. Фильм окончательно доказал коммерческий потенциал жанра и положил начало знаменитому циклу фильмов ужаса студии «Universal». Браунинг между тем получил карт-бланш на «MGM» и снял свой самый запредельный гротеск, фильм «Уродцы» (Freaks, 1932). Настоящие уродцы с самыми невообразимыми аномалиями были собраны для съемок со всего мира. Одного их присутствия на экране было достаточно для шокового эффекта, но он усугублялся финальной сценой: цирковая красавица пытается убить карлика, и уродцы собираются вместе, чтобы превратить ее в одну из них. Студия была в ужасе, и картину подвергли сокращениям, а вскоре полностью изъяли из проката (фильм, в ряде стран запрещенный на много лет, лишь недавно оказался доступен зрителям).
Репутация Браунинга как режисеера фильма ужасов связана прежде всего с «Дракулой» и «Уродцами»; однако второй больше поражает своей сенсационностью, чем режиссерским искусством, а первый, как и фильмы Чени, был обязан своим успехом не Браунингу, а центральной актерской фигуре — Беле Лугоши. Стиль Браунинга отличался статичной камерой, мелодраматическими излишествами и преобладанием диалогов в ущерб экранному действию. Парадоксальным образом две его лучших картины оказались забытыми. В ленте «Отметина вампира» (Mark of the Vampire, 1935) он сумел создать на экране почти поэтическую атмосферу зла, которой недостает в «Дракуле». Фильм «Дьявольская кукла» (The Devil Doll, 1935) использовал новаторские спецэффекты в сюжете о человеке, нашедшем способ уменьшать людей до размера кукол и использующем их для мести своим врагам. После этого Браунинг снял еще только один фильм и с 1939 жил в почти полном уединении, занимаясь операциями с недвижимостью.